Из серии "где я был, и где есть-пить было недосуг"
"Кулайская бронзовая металлопластика – выразительные, эмоциональные, содержательные бронзовые фигурки животных, птиц, людей, мифических существ. (с)
"Томские кочки"- фестиваль культур районов Томской области, в этом году прошел в с. Первомайском..."Каждый кулик свое болото хвалит"- каждый район хвалился своей культурой: от певческих, книжных и музейных.
В музее были выставлены передвижные экспозиции музеев районов.
Заинтересованным всячески потакали))) Ага!
я перемеряла все украшения- одно женское, приобская культура
преображает сразу- хочется выпрямиться, за спиной сила)
другое- девичье, ощущение внутреннего света.
стало ясно, что наши украшения современные- ничегошеньки не значат и не имеют эффекта защиты и концентрации сил. Сапожки-шапочки...магия
бубны все с выставки были в моих руках...зашитые по коже, затянутые местами вязочками...звучит- глухо и цепко...ведет...еле оттащили)
под стеклом видела литые бронзовые фигурки кулайской цивилизации.
вот оно, неприглядное, бесформенное и нужное...подержать не дали)))
поэтому...ПОЭТОМУ... начались жаЖдные поиски.
Ящер. Змея вокруг бобров..Бобры ли через реку...
Лось...
но удалось купить копию ПТИЦЫ, не металлопластика, а просто полимерная пластика, но эффектно...а символично до безумия)
руки (напоминает Хамсу!!!), души-птицы(как ласточки) и тотемные птицы
моя птица
картинки эрзатцев и значения их оригиналов:
змея- является проводником шаманов, знак благословления душ предков, свернувшаяся кольцом змея- образ Вселенной
дает обладателю мудрость, богатство, молодость, способность к быстрым преобразованиям
птица- символ связанный с верхним, Духовным миром и идеей жизни. Небесный вестник, принесший первый кусочек земли на планету, покрытую водой. Так же в облике птиц представлялись души новорожденных, которые летели на землю при первых лучах Солнца.
оберег матерей, рожениц, приносит удачу в начинаниях
трехглавый дракон-ящер, в перевернутом мире- мужской оберег
лоси- самое главное животное, соединяет Три мира, прародитель всего.
Интересны перетяжки- имело место заклинание..(из сети)
щука, рыба-ящер, в перевернутом виде- древо Жизни. (из сети)
из сети информация:
В древней Сибирской культуре, которую исследователи называют Кулайской, существовали так называемые амулеты-перевертыши. Если повернуть такой бронзовый амулет на 90 или 180 градусов, то мы увидим изображение другого существа.
медведи- лоси
Это - далеко не все
Еще есть интересные налобные "бляхи" для инициации, но не материализовалось передо мной)))
далее- ТЕКСТ информации
"..Кулайская цивилизация- сформировавшихся в V веке до нашей эры и просуществовавших до V века нашей эры. На территории Томско-Нарымского Приобья (Томская область) в настоящее время известны сотни памятников кулайской культуры, в первую очередь поселения и городища.
К таковым памятникам относится и сама гора Кулайка – высокий берег реки Чаи, где древние люди свершали свои ритуалы и делали захоронения
В 1920 году крестьянин с. Подгорного, распахивая гору, возвышающуюся над рекой Чаей, известную под названием «гора Кулайка», выпахал котёл, в котором находились фигурки животных, птиц и мифических существ, сделанные из серебра и меди. О находке стало известно Томскому Губернскому музею, которому и удалось получить их в 1922 году. В 1927-1928 годах в результате сборов и раскопок коллекция загадочных предметов была пополнена. Отсутствие в сборах с горы Кулайки предметов домашнего обихода, найденные изображения зачастую фантастических животных и некоторые другие признаки позволили учёным сделать предположение, что предметы имели религиозное назначение. По рассказам местных крестьян известно, что ранее гора почиталась священной, при проезде мимо неё местные аборигены-остяки делали жертвоприношения в виде монет, тканей, других предметов.
В последующие десятилетия были найдены предметы кулайского типа на всей территории Западной Сибири. Находили так называемые «клады» - специальным образом ритуально захороненные в землю скопления бронзовых ажурных изображений. Отсутствовали предметы быта, не были известны ни поселения, ни могильники населения культуры «типа Кулайки».
В археологических научных кругах в 1950-60-х годах шла бурная дискуссия по «кулайской проблеме»: кто же был носителем этой загадочной культуры: местное ли население или это были «варяги», справлявшие свои обряды на культовых местах, а затем покидавшие эту территорию. Своего рода «прорыв» в исследовании этой научной проблемы связан с обнаружением в Томской области в конце 1960-х годов Степановского комплекса археологических памятников, расположенного по берегу реки Лемпы, притока Васюгана. На этих памятниках сохранились не только культовые фигурки из бронзы, но и остатки жилых и оборонительных сооружений, очагов-горнов, большое количество тиглей, литейных форм и т.д. Этноязыковая принадлежность кулайского населения определяется как преимущественно самодийская, хотя признаётся возможная мозаичность лингвистической и этнической картины кулайской эпохи. Отдалёнными потомками кулайцев являются селькупы, один из аборигенных этносов Томско-Нарымского Приобья.
Кулайская бронзовая металлопластика – совершенно уникальное, не имеющее аналогов в мире, явление. Никакой другой источник сегодня не передаёт с такой полнотой духовную культуру, мировоззрение, художественный стиль сибирского населения эпохи железного века, как выразительные, эмоциональные, содержательные и очень эстетичные бронзовые фигурки животных, птиц, людей, мифических существ.
«От этой культуры не осталось письменных памятников, поэтому рассказать о ней могут только археологи», (источник по ссылке)
Ритуалы, о которых пишет финский учёный Корелайнен, у хантов – возможных потомков кулайцев — были такими: если общине грозила большая опасность, то жители нескольких селений собирались, вскладчину покупали жертвенное животное, например, оленя, и его мясо варили в семи котлах. Потом их развозили по Васюгану и закапывали в землю как жертву Старухе Земле. Каждый котёл должен был закрыть отверстие между миром живых людей и подземным, иным миром, откуда и появлялись беды и несчастья. Это был коллективный обряд – когда отдельный человек заболевал, обычно он шёл к шаману, а тут требовалась более серьёзная помощь.
Однако в древности жертвой служило не живое животное: у кулайских племён, видимо, было представление, что желательной жертвой являются отлитые фигурки животных, которые наделялись душой. По их верованиям, отливка давала изображению жизнь.
В древней Сибирской культуре, которую исследователи называют Кулайской, существовали так называемые амулеты-перевертыши. Если повернуть такой бронзовый амулет на 90 или 180 градусов, то мы увидим изображение другого существа.
"Кулайская бронзовая металлопластика – выразительные, эмоциональные, содержательные бронзовые фигурки животных, птиц, людей, мифических существ. (с)
"Томские кочки"- фестиваль культур районов Томской области, в этом году прошел в с. Первомайском..."Каждый кулик свое болото хвалит"- каждый район хвалился своей культурой: от певческих, книжных и музейных.
В музее были выставлены передвижные экспозиции музеев районов.
Заинтересованным всячески потакали))) Ага!
я перемеряла все украшения- одно женское, приобская культура
преображает сразу- хочется выпрямиться, за спиной сила)
другое- девичье, ощущение внутреннего света.
стало ясно, что наши украшения современные- ничегошеньки не значат и не имеют эффекта защиты и концентрации сил. Сапожки-шапочки...магия
бубны все с выставки были в моих руках...зашитые по коже, затянутые местами вязочками...звучит- глухо и цепко...ведет...еле оттащили)
под стеклом видела литые бронзовые фигурки кулайской цивилизации.
вот оно, неприглядное, бесформенное и нужное...подержать не дали)))
поэтому...ПОЭТОМУ... начались жаЖдные поиски.
Ящер. Змея вокруг бобров..Бобры ли через реку...
Лось...
но удалось купить копию ПТИЦЫ, не металлопластика, а просто полимерная пластика, но эффектно...а символично до безумия)
руки (напоминает Хамсу!!!), души-птицы(как ласточки) и тотемные птицы
моя птица
оригинал ( в сети найдено)
картинки эрзатцев и значения их оригиналов:
змея- является проводником шаманов, знак благословления душ предков, свернувшаяся кольцом змея- образ Вселенной
дает обладателю мудрость, богатство, молодость, способность к быстрым преобразованиям
птица- символ связанный с верхним, Духовным миром и идеей жизни. Небесный вестник, принесший первый кусочек земли на планету, покрытую водой. Так же в облике птиц представлялись души новорожденных, которые летели на землю при первых лучах Солнца.
оберег матерей, рожениц, приносит удачу в начинаниях
трехглавый дракон-ящер, в перевернутом мире- мужской оберег
лоси- самое главное животное, соединяет Три мира, прародитель всего.
Интересны перетяжки- имело место заклинание..(из сети)
щука, рыба-ящер, в перевернутом виде- древо Жизни. (из сети)
из сети информация:
В древней Сибирской культуре, которую исследователи называют Кулайской, существовали так называемые амулеты-перевертыши. Если повернуть такой бронзовый амулет на 90 или 180 градусов, то мы увидим изображение другого существа.
медведи- лоси
ящер-птица
Это - далеко не все
Еще есть интересные налобные "бляхи" для инициации, но не материализовалось передо мной)))
далее- ТЕКСТ информации
"..Кулайская цивилизация- сформировавшихся в V веке до нашей эры и просуществовавших до V века нашей эры. На территории Томско-Нарымского Приобья (Томская область) в настоящее время известны сотни памятников кулайской культуры, в первую очередь поселения и городища.
К таковым памятникам относится и сама гора Кулайка – высокий берег реки Чаи, где древние люди свершали свои ритуалы и делали захоронения
В 1920 году крестьянин с. Подгорного, распахивая гору, возвышающуюся над рекой Чаей, известную под названием «гора Кулайка», выпахал котёл, в котором находились фигурки животных, птиц и мифических существ, сделанные из серебра и меди. О находке стало известно Томскому Губернскому музею, которому и удалось получить их в 1922 году. В 1927-1928 годах в результате сборов и раскопок коллекция загадочных предметов была пополнена. Отсутствие в сборах с горы Кулайки предметов домашнего обихода, найденные изображения зачастую фантастических животных и некоторые другие признаки позволили учёным сделать предположение, что предметы имели религиозное назначение. По рассказам местных крестьян известно, что ранее гора почиталась священной, при проезде мимо неё местные аборигены-остяки делали жертвоприношения в виде монет, тканей, других предметов.
В последующие десятилетия были найдены предметы кулайского типа на всей территории Западной Сибири. Находили так называемые «клады» - специальным образом ритуально захороненные в землю скопления бронзовых ажурных изображений. Отсутствовали предметы быта, не были известны ни поселения, ни могильники населения культуры «типа Кулайки».
В археологических научных кругах в 1950-60-х годах шла бурная дискуссия по «кулайской проблеме»: кто же был носителем этой загадочной культуры: местное ли население или это были «варяги», справлявшие свои обряды на культовых местах, а затем покидавшие эту территорию. Своего рода «прорыв» в исследовании этой научной проблемы связан с обнаружением в Томской области в конце 1960-х годов Степановского комплекса археологических памятников, расположенного по берегу реки Лемпы, притока Васюгана. На этих памятниках сохранились не только культовые фигурки из бронзы, но и остатки жилых и оборонительных сооружений, очагов-горнов, большое количество тиглей, литейных форм и т.д. Этноязыковая принадлежность кулайского населения определяется как преимущественно самодийская, хотя признаётся возможная мозаичность лингвистической и этнической картины кулайской эпохи. Отдалёнными потомками кулайцев являются селькупы, один из аборигенных этносов Томско-Нарымского Приобья.
Кулайская бронзовая металлопластика – совершенно уникальное, не имеющее аналогов в мире, явление. Никакой другой источник сегодня не передаёт с такой полнотой духовную культуру, мировоззрение, художественный стиль сибирского населения эпохи железного века, как выразительные, эмоциональные, содержательные и очень эстетичные бронзовые фигурки животных, птиц, людей, мифических существ.
«От этой культуры не осталось письменных памятников, поэтому рассказать о ней могут только археологи», (источник по ссылке)
Ритуалы, о которых пишет финский учёный Корелайнен, у хантов – возможных потомков кулайцев — были такими: если общине грозила большая опасность, то жители нескольких селений собирались, вскладчину покупали жертвенное животное, например, оленя, и его мясо варили в семи котлах. Потом их развозили по Васюгану и закапывали в землю как жертву Старухе Земле. Каждый котёл должен был закрыть отверстие между миром живых людей и подземным, иным миром, откуда и появлялись беды и несчастья. Это был коллективный обряд – когда отдельный человек заболевал, обычно он шёл к шаману, а тут требовалась более серьёзная помощь.
Однако в древности жертвой служило не живое животное: у кулайских племён, видимо, было представление, что желательной жертвой являются отлитые фигурки животных, которые наделялись душой. По их верованиям, отливка давала изображению жизнь.
В древней Сибирской культуре, которую исследователи называют Кулайской, существовали так называемые амулеты-перевертыши. Если повернуть такой бронзовый амулет на 90 или 180 градусов, то мы увидим изображение другого существа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий